Risk Management

05

Due to the nature of our business we are exposed to a number of operational and financial risks. PhosAgro has an established risk management framework that is designed to identify, evaluate and manage the risks and uncertainties facing the Company. The Board of Directors has overall responsibility for managing both financial and non-financial risks.

Our approach: 

PhosAgro has established risk management policies to identify, monitor and analyse risks, and specific rules and procedures to mitigate against these risks, and to ensure compliance. The Board of Directors periodically reviews PhosAgro’s risk management policies and systems to reflect changes in market conditions and the Company’s activities.

Key objectives:

  • Identify and manage all possible risks and uncertainties facing the Company
  • Improve the decision-making processes to respond promptly to risks as they emerge

Risk management methods:

  • Avoid risky investments
  • Avoid working with unreliable partners and customers
  • Ensure the Company has adequate insurance cover
  • Financial planning
  • Coordination and consistency of management processes and programmes aimed at developing the Company.
Key Risks Description Mitigation
Operational Risks
Risks related to operating in the fertiliser industry, which is cyclical in nature PhosAgro operates in a cyclical industry, and demand for and prices of the Company’s products are difficult to forecast. Historically, demand and prices for PhosAgro’s products have fluctuated significantly in response to changes in market conditions.

PhosAgro’s phosphate-based fertiliser production lines are flexible and can switch between MAP, DAP, NPK and NPS, within two working shifts. This allows the company to move between phosphate fertilisers and complex fertilisers at short notice in response to changes market demand.

Such production flexibility helps the Company to maximize its profitability during periods of growth, and to maintain high capacity utilisation levels when market conditions are weaker.

Risks related to a potential decrease in demand for mineral fertilisers and/or apatite concentrate

A decrease in the demand formineral fertilisers and/or apatite concentrate may occurdue to:

  • Reduced usage of fertilisers by farmers in markets affected by economic factors, weather conditions or other natural occurrences;
  • Introduction and/or extension of anti-dumping measures in importing countries leading to a decrease in supply requirements and/or a need to find other markets, resulting potentially in higher logistics costs;
  • Introduction of export quotas and duties by the Russian Government on products, leading to the restriction of export activities and therefore negatively impacting the financial results of the Company;
  • Changes in the freight market related to a reduction in the availability of vessels of the required tonnage, leading to an increase in logistics costs.

PhosAgro’s flexible sales and production model helps to reduce the risk of declining demand in particular markets.

The Company continuously works on diversifying and optimising its product range, and also on optimising gross output and phosphate export volumes, in order to minimise the negative impact of a potential decrease in demand.

PhosAgro also sells its products on a variety of markets, achieving a good range of delivery destinations on the basis of maximising the netback price (selling price less selling costs), which helps to reduce risks associated with logistics.

Since February 2012, PhosAgro has been shipping some of its products abroad by container. Compared to shipping in bulk by sea,this means PhosAgro can be more flexible on logistics. It enables the Company to increase the number of countries to which it ships products, reducing its dependency on traditional markets, and to sell its products in smaller consignments. PhosAgro now exports by container to the following countries, where previously the freight charges were too high: Thailand, China, Indonesia, Malaysia, the Philippines, South Korea and a number of African countries. The netback price is generally better when shipping by container due to lower freight and other charges.

Risks relating to mining activities

The Group’s apatite-nepheline ore mining operations are subject to the hazards and risks normally associated with the exploration and extraction of natural resources through open pit and underground mining activities. Such risks could result in extraction shortfalls, unexpected production stoppages, injuries or damage to property.

The Company implements an ongoing technical programme to explore and assess ore reserves, which ensures that production is continuous and at an even pace.

PhosAgro hasintroduced systems to monitor and control mining production units, together with other safety measures, and the Company constantly looks for ways to improve them further.

Risks related to intense competition

The company is subject to intense competition from both domestic and foreign producers. Fertilisers are global commodities with little or no product differentiation. Customers make their purchasing decisions primarily on the basis of delivered price, andto a lesser extenton customer service and product quality. PhosAgro competes with a number of domestic and foreign producers, including state-owned and government-subsidised entities.

PhosAgro is currently one of the lowest-cost producers of MAP/DAP globally, and is pursuing a strategy of further increasing its cost advantages through vertical integration in key feedstockslike phosphate rock and ammonia. The Company’s management believes that this strategy will help it to remain competitive globally in the long term.

Risks related to changes in prices for raw materials and third-party supply

The principal raw material used for the production of ammonia is natural gas, which PhosAgro purchases from OJSC Gazprom. The key risk is the potential increase in prices for natural gas, as the Russian government announced plans to increase domestic gas prices by up to 15% per year for the years 2012 and 2013, with the aim of ultimately reaching netback parity with Gazprom’s European export prices.

One of the major raw materials used for the production of phosphate fertilisers is sulphur, which the Company purchases from external suppliers.

It is possible that electricity tariffs will increase more than the Company has anticipated in its strategic plans.

In order to reduce overall consumption of natural gas, PhosAgro is modernising its ammonia production facilities to decrease gas consumption per unit of output.

In order to mitigate risks related to sulphur prices, the company uses diversified sulphur supply. PhosAgro purchases sulphur from Gazprom as well as from other Russian and Kazakh companies.

Since 2003, PhosAgro has been implementing a power generation and saving programme to reduce its reliance on third-party energy suppliers. At Ammophos and BMF the Company has constructed power generation facilities that produce electricity utilising steam generated from sulphuric acid production. In addition, Ammophos and BMF produce electricity and heat using steam-powered turbines. As a result, Ammophos is fully energy self-sufficient and also sells energy to third parties, while BMF produces enough energy to satisfy more than 70% of its requirements. Overall, the Company is more than 35% energy self-sufficient. PhosAgro expects to commission a new natural gas-powered electricity generation facility at Cherepovetsky Azot with a generation capacity of 32 MW in May-June 2012.

Risks related to the transportation of raw materials and products

Railway transportation is PhosAgro’s principal means of transporting raw materials and products. Moreover, the Company’s production facilities are located at considerable distances from most of the destination markets and ports. As a result, the Company’s operations are heavily dependant on the Russian railway system, and rely predominantly on the rail freight network operated by OJSC Russian Railways, a state-owned monopoly company handling a significant majority of all railway freight in Russia. The Russian Government sets rail tariffs and may further increase these tariffs, which are index-linked to the inflation rate. Access to rolling stock has become more complicated, mainly due to the restructuring of Russian Railways and the transfer of the rolling stock to its subsidiaries Freight One and Freight Two.

PhosAgro operates approximately 6,000 railcars. In order to reduce reliance on third-party railcar providers, the Company plans to increase and refurbish its own railcar fleet, adding railcars with an increased load capacity. PhosAgro has a well developed transportation infrastructure within its production facilities, including maintenance depots for the rolling stock.

To reduce the number of empty runs made by our rolling stock, the Company is optimising its haul distance strategy.

Financial Risks

Credit Risk

The Company’s credit risk is the risk of financial loss if a customer, or a counterparty to a financial instrument, fails to meet its contractual obligations. Credit risk principally arises in connection with the Company’s receivables from customers and from loans issued to related parties.

The Company has established a credit policy under which each new customer is analysed individually for creditworthiness before the Company’s standard terms and conditions for delivery and payment are offered. These state that substantial customers / traders must pay for the delivery of fertilisers not later than ten days following the receipt of the shipping documents, while less substantial customers and those who fail in other ways to meet the Company’s creditworthiness criteria may only transact with the Company on a prepayment basis. The credit review includes analysing external ratings (when available) and, in some cases, bank references.

The majority of PhosAgro’s customers have done business with the Company for a number of years, and losses from bad debts have been rare.

In monitoring customer credit risk, customers are grouped according to their credit characteristics. New customers are required to deal with the Company on a prepayment basis or to present an acceptable bank guarantee. The Company maintains an allowance for impairment, which represents its estimate of losses incurred in respect of trade and other receivables and investments.

Liquidity Risk

Liquidity risk is the risk that the Company will not be able to meet its financial obligations as they become due.

The Company’s approach to managing liquidity is to ensure, to the extent possible, that it will at all timeshave sufficient liquid funds to meet its liabilities when due, both under normal and stressed conditions, without incurring unacceptable losses or risking damage to the Company’s reputation. Typically, it ensures that it has sufficient cash on demand to meet expected operational expenses for a period of 30 days, including the servicing of financial obligations; this excludes the potential impact of force majeure circumstances that cannot reasonably be predicted, such as natural disasters. In addition, the Company maintains several lines of credit with a number of Russian and international banks.

Currency Risk

The Company’s presentation and functional currency is the Russian rouble, and it is exposed to currency risk on sales, purchases and borrowings that are denominated in other currencies, primarily the US Dollar and the Euro.

PhosAgro’s currency risk relates to the majority of its revenue coming from foreign-currency-denominated export sales, and is mitigated by a natural hedge effectively created by borrowings denominated in foreign currencies.

The Company also buys and sells foreign currencies at spot rates when necessary to address short-term imbalances. It also sometimes uses derivative financial instruments (mainly FX forwards) in order to manage its exposure to currency risk.

Interest Rate Risk

Interest rate risk is the risk that changes in interest rates will adversely impact the financial results of the Company.

The Company’s management does not have a formal policy for determining the proportion of exposure that should be at fixed or variable rates. However, the Company’s management exercises its judgment to decide whether a fixed or variable rate would be more favourable over the expected period until maturity. PhosAgro does not hedge its interest risk exposure at present, but may consider doing so in the future.

The company carefully monitors its borrowing levels, and does not plan to substantially increase net debt from the current levels, except for sensibly structured M&A deals or major projects for the construction of production facilities.

Риски

06

Деятельность Компании подвержена ряду операционных и финансовых рисков, обусловленных характером ее деятельности. В «ФосАгро» действует система управления рисками, обеспечивающая их эффективную идентификацию, оценку и управление. Органом управления как финансовыми, так и операционными рисками является Совет директоров.

Наш подход:

Система управления рисками «ФосАгро» ориентирована на идентификацию, мониторинг и анализ рисков, а также установление правил и процедур, позволяющих их снизить. Совет директоров периодически пересматривает процедуры управления рисками для их адаптации под изменение рыночных условий и в соответствии с деятельностью Компании.

Основные цели:

  • идентификация и управление рисками, с которыми сталкивается Компания;
  • совершенствование процедуры принятия решений для оперативного реагирования на возникающие риски.

Методы управления рисками:

  • отказ от рискованных инвестиций;
  • обеспечение достаточного страхового покрытия Компании;
  • отказ от работы с ненадежными клиентами и партнерами;
  • финансовое планирование;
  • обеспечение согласованности процессов управления рисками с программами развития Компании.
Основные риски Описание Понижение
Операционные риски

Риски, связанные с деятельностью на рынке удобрений, имеющем циклический характер

«ФосАгро» осуществляет свою деятельность в цикличной отрасли, где спрос и цены плохо поддаются прогнозированию. Исторически при изменении рыночных условий спрос и цены на продукцию Компании испытывали значительные колебания.

Гибкость производственных мощностей позволяет «ФосАгро» оперативно переключаться между производством разных видов удобрений (MAP/DAP, NPK и NPS) на одной производственной линии в течение двух рабочих смен. Это позволяет Компании быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры.

Подобная гибкость производственных мощностей позволяет максимизировать рентабельность в периоды рыночного роста и поддерживать высокий уровень загрузки производственных мощностей в условиях снижения спроса.

Риски, связанные с возможным снижением спроса на минеральные удобрения и/или апатитовый концентрат

Снижение спроса на минеральные удобрения и/или апатитовый концентрат может произойти вследствие:

  • снижения объемов их использования сельхозпроизводителями из-за воздействия на рынок экономических факторов, погодных условий или иных природных явлений;
  • введения и/или усиления антидемпинговых мер в странах-импортерах, что может привести к снижению потребности в поставках и/или необходимости поиска других рынков сбыта с потенциально более высокими логистическими издержками;
  • введения российским правительством экспортных квот и пошлин на продукты, ведущих к ограничению экспорта и негативно сказывающихся на финансовых результатах Компании;
  • изменений в конъюнктуре фрахтового рынка, обусловленных меньшей доступностью судов требуемого тоннажа и ведущих к повышению логистических издержек.

Гибкость производственной модели и модели продаж Компании помогает «ФосАгро» снизить риски, обусловленные снижением спроса на отдельных рынках.

Компания постоянно работает над диверсификацией ассортимента продукции, одновременно оптимизируя объемы производства и экспорта фосфорных удобрений для уменьшения негативных последствий, связанных с потенциальным падением спроса.

«ФосАгро» диверсифицирует рынки поставки своей продукции по принципу максимизации чистой цены продажи (нетбэк — цена реализации за вычетом расходов на продажу), что позволяет Компании минимизировать логистические риски.

С февраля 2012 года «ФосАгро» экспортирует часть своей продукции в контейнерах. В отличие от транспортировки в навал использование контейнеров повышает гибкость Компании в поставках продукции, позволяет расширить число стран-покупателей, ослабить зависимость от традиционных рынков сбыта и реализовывать продукцию меньшими партиями. Сегодня «ФосАгро» экспортирует продукцию в контейнерах в страны, где раньше были слишком высокие тарифы на грузоперевозки: Таиланд, Китай, Индонезию, Малайзию, Филиппины, Южную Корею и ряд африканских государств. Как правило, контейнерные перевозки более выгодны с точки зрения цены нетбэк за счет более низких грузовых тарифов и прочих расходов.

Риски, связанные с добычей полезных ископаемых

Деятельность Компании по добыче апатит-нефелиновых руд связана с рисками, которыми обычно характеризуется разведка и добыча полезных ископаемых открытым и подземным способом. Подобные риски могут привести к невыполнению планов добычи, непредвиденным перерывам в добыче, производственным травмам или материальному ущербу.

В Компании реализуется долгосрочная программа разведки месторождений и оценки запасов руд для обеспечения непрерывности и равномерности добычи.

Наряду с прочими мерами безопасности в «ФосАгро» действуют постоянно совершенствуемые системы мониторинга и контроля работы на добывающих предприятиях.

Риски, связанные с ужесточением конкуренции

Компания действует в условиях жесткой конкуренции со стороны как российских, так и зарубежных производителей. Это связано с тем, что удобрения относятся к товарам узкого ассортимента. Покупатели принимают решение о приобретении, исходя преимущественно из цены, и в меньшей степени — на основании уровня обслуживания и качества продукции. Конкуренты «ФосАгро» — ряд российских и зарубежных производителей, в том числе принадлежащих государству или получающих государственную поддержку.

Сегодня «ФосАгро» является одной из компаний с самыми низкими денежными издержками на производство MAP/DAP в мире. Компания стремится увеличить свое конкурентное преимущество за счет вертикальной интеграции в производство основных видов ресурсов, таких как апатитовый концентрат и аммиак. Руководство Компании уверено, что данная стратегия позволит ей остаться конкурентоспособной на мировом рынке в долгосрочной перспективе.

Риски, связанные с изменением цен на сырье и условий закупки у сторонних поставщиков

Основным сырьем для производства аммиака является природный газ, который «ФосАгро» закупает у ОАО «Газпром». Основной риск — возможность повышения цен на природный газ ввиду объявленных правительством РФ планов ежегодно увеличивать внутренние цены на газ на величину до 15 % в 2012 и 2013 гг. до достижения уровня европейских цен ОАО «Газпром».

Важным сырьем для производства фосфорных удобрений является сера, которую Компания приобретает у сторонних поставщиков.

Существует вероятность роста тарифов на электроэнергию выше уровня, заложенного в стратегических планах Компании.

Для снижения потребления природного газа «ФосАгро» модернизирует мощности по производству аммиака, сокращая удельное потребление газа на единицу производимой продукции.

Компания имеет возможность закупать серу у нескольких российских, включая ОАО «Газпром», и казахстанских компаний.

С 2003 года «ФосАгро» реализует программу развития собственных генерирующих мощностей и энергосбережения с целью уменьшения зависимости от сторонних поставщиков. В «Аммофосе» и «Балаковских минеральных удобрениях» построены электрогенерирующие установки, использующие отходящий пар, образующийся при производстве серной кислоты. «Аммофос» и «БМУ» используют паровые турбины для получения электрической энергии. В результате «Аммофос» полностью обеспечивает собственные потребности в электроэнергии и даже продает ее сторонним потребителям, а объем электроэнергии, вырабатываемый «Балаковскими минеральными удобрениями», достаточен для покрытия более 70% своих нужд. Общий показатель обеспеченности Компании собственной электроэнергией составляет 35%. В мае-июне 2012 года в «Череповецком «Азоте» планируется запуск новой газотурбинной электростанции мощностью 32 МВт.

Риски, связанные с перевозкой сырья и продукции

Основной вид транспорта, используемый «ФосАгро» для перевозки сырья и продукции, — железнодорожный. Кроме того, производственные предприятия Компании расположены на значительном расстоянии от большинства портов и рынков назначения. В результате этого деятельность Компании в большой степени зависит от железнодорожного сообщения в России, в частности, от грузовой железнодорожной сети, обслуживаемой ОАО «Российские железные дороги» — государственной компанией, занимающей монопольное положение в отрасли и контролирующей существенную часть железнодорожных грузоперевозок в стране. Тарифы на железнодорожные перевозки устанавливаются правительством РФ, которое может принять решение по их дальнейшему увеличению, и индексируются в соответствии с величиной инфляции. Доступ к подвижному составу в последнее время усложнился, в основном вследствие преобразований в ОАО «РЖД» и передачи подвижного состава его дочерним компаниям — ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «Вторая грузовая компания».

«ФосАгро» управляет парком вагонов, насчитывающим около 6 000 единиц. Для уменьшения зависимости от сторонних операторов Компания планирует расширение собственного парка (в том числе за счет вагонов повышенной грузоподъемности). На территории собственных промышленных объектов «ФосАгро» располагает развитой транспортной инфраструктурой, в том числе ремонтными депо для подвижного состава.

Для сокращения порожнего пробега подвижного состава Компания оптимизирует транспортную схему перемещения подвижного состава.

Финансовые риски

Кредитный риск

Кредитный риск Компании — это риск финансовых потерь в случае невыполнения покупателем обязательств по договору или нарушения контрагентом обязательств по финансовому инструменту. Кредитный риск, как правило, возникает по дебиторской задолженности покупателей и заказчиков и займам связанным сторонам.

Согласно политике Компании по управлению кредитным риском, до предложения каждому новому покупателю/заказчику стандартных условий поставки и оплаты проводится проверка его кредитоспособности. Крупные покупатели оплачивают поставку удобрений в течение десяти дней с даты коносамента. Поставки же менее крупным покупателям, а также покупателям, не отвечающим установленным Компанией критериям кредитоспособности, осуществляются исключительно на условиях предоплаты. Проверка кредитоспособности предполагает в числе прочего анализ рейтингов (если таковые имеются), а в некоторых случаях и банковской гарантии.

Большинство покупателей являются клиентами «ФосАгро» на протяжении многих лет, и случаи убытков по сомнительным долгам практически отсутствуют.

При осуществлении контроля над кредитным риском покупатели подразделяются на группы в зависимости от их кредитных характеристик. Новые покупатели ведут хозяйственные операции с Компанией на условиях предоплаты или с представлением банковской гарантии. Компанией начисляется резерв под обесценение, величина которого определяется исходя из предполагаемой суммы убытков по торговой и прочей дебиторской задолженности и инвестициям.

Риск ликвидности

Риск ликвидности — это риск неспособности Компании обеспечить исполнение в срок своих финансовых обязательств.

Подход Компании к управлению риском ликвидности заключается в наличии в любой момент времени достаточного объема высоко ликвидных средств для своевременного выполнения своих финансовых обязательств, как в обычных, так и в неблагоприятных ситуациях, не подвергая риску репутацию «ФосАгро». Такой подход предполагает наличие достаточного объема денежных средств для оплаты запланированных операционных расходов в течение 30 дней, в том числе расходов по обслуживанию финансовых обязательств ‑ за исключением ситуаций, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы, таких, например, как стихийные бедствия. Помимо этого, Компания поддерживает несколько кредитных линий в российских и зарубежных банках.

Валютные риски

Валюта предоставления отчетности и функциональная валюта Компании — российский рубль. Компания подвержена влиянию валютного риска, совершая операции по реализации, закупкам и привлечению заемных средств, выраженных в других валютах, прежде всего в долларах США и Евро.

Компания подвержена валютному риску в связи с тем, что в экспортных операциях, дающих наибольшую часть доходов «ФосАгро», при расчетах используется иностранная валюта. Вместе с тем кредиты Компании состоят преимущественно из займов в иностранной валюте, что естественным образом снижает валютный риск.

Компания продает и покупает иностранную валюту по спот-курсу для устранения краткосрочных дисбалансов и иногда использует производные финансовые инструменты (в основном валютные форвардные контракты) для управления своим валютным риском.

Процентные риски

Риск изменения процентных ставок — это риск ухудшения финансовых результатов Компании вследствие изменений процентных ставок.

У руководства Компании нет формализованной политики в части того, в каком соотношении должны распределяться процентные риски Компании между займами с фиксированной и переменной ставками процента. Тем не менее, в каждом случае руководство решает, какая ставка (плавающая или фиксированная) будет выгоднее Компании на протяжении ожидаемого периода до наступления срока погашения. «ФосАгро» не хеджирует процентные риски, однако в будущем рассмотрит такую возможность.

Компания тщательно отслеживает уровень долговой нагрузки и планирует сохранять соотношение чистого долга и EBITDA примерно на текущем уровне. Исключения возможны в ситуациях, связанных со значимыми сделками по слиянию и поглощению либо крупными проектами строительства новых производственных мощностей.